Добрые книги Людмилы Сапрыгиной-Антипиной

Детские впечатления о прочитанных книгах закрепляются в нашем сознании на всю жизнь, но к сожалению, мы уже не различаем в слове «впечатления» его корневую «печать», «впечатанность». Они впечатаны в нас навсегда – крупным шрифтом наших детских книг. Поэтому очень важно, что читает ребёнок или читают ребёнку в детстве. Хорошо, если это действительно добрые произведения, написанные от доброты и для доброты. Такие, например, как произведения Людмилы Степановны Сапрыгиной-Антипиной. Мы знаем две её книжки: «Киу-Киу: сказки воробья Чика» и «Курнопель», которые давно стали библиографической редкостью.

 


Написанные в 80-х годах прошлого столетия и вышедшие тиражом 5000 экземпляров, они до сих пор есть, хотя и по одному экземпляру, в каждой библиотеке области. 30 сказок воробья Чика и сегодня представляют большой интерес как наглядный материал в плане освоения мира, окружающей природы, развития детской фантазии и творческого воображения, воспитания хорошего литературного вкуса детей. Очеловеченные образы «братьев наших меньших» учат малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Но книг-то не хватает!

Предлагаем совершить небольшое ретропутешествие. Рассказы для детей Людмилы Степановны, опубликованные в литературно-художественных сборниках «Сахалин», мало известны широкому кругу читателей, хотя являются бесценным дополнением к фонду краеведческой литературной копилки: 1974 – «О наших детях» (подборка миниатюр из жизни дошкольника Егора); 1976 – «Кто увидел красный цвет?», «Петух-петушок»; 1977 – «Волшебник»; 1979 год – «Эбеко»; 1980 – «Маленькие истории»; 1981 – «Заступился»; 1982 – «Хорошая таблетка»; 1984 – «Питаясь травами». Здесь автор – добрый, внимательный и очень наблюдательный педагог, любящий и уважающий не только ребёнка, но и окружающих его взрослых людей, человек, сам остающийся в душе ребёнком, а потому умеющий удивляться и удивлять. Её рассказы хороши для семейного чтения, чтения вслух, комментированного чтения с обсуждением. На уроках внеклассного чтения их можно использовать для развития скорочтения детей, чтения по ролям.
По её познавательным сказкам «Кто увидел красный цвет?» и «Волшебник» можно провести литературный час удивления: литературный – потому, что на основе литературного произведения, а удивления – потому, что окружающий мир не перестаёт удивлять даже взрослых людей, а уж тех, кто его познаёт впервые – тем более.
Рассказы Л.С. Сапрыгиной-Антипиной добрые, человечные. Они способствуют воспитанию милосердия и сострадания, учат быть внимательным к тем, кто рядом, кто нуждается в поддержке, кому плохо и одиноко. Вместе с другими книгами нашего детства её рассказы «Заступился», «Хорошая таблетка», «Эбеко» будут полезны для проведения обсуждений, собеседований, ситуативных игр. 
Литературно-художественные сборники «Сахалин» сегодня есть практически в каждой библиотеке. Опубликованные в рубриках «Для детей» и «Страничках для детей» произведения сахалинских авторов могут быть очень полезными и достойными дополнениями наших краеведческих фондов.
Так, в 2010 году библиотеки проводили огромную работу по подготовке и празднованию великого события – 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Активно использовался и краеведческий материал. Пролистайте литературно-художественные сборники «Сахалин» за 1975 и 1978 годы. Здесь на страницах 145 и 169 соответственно опубликованы рассказы Л.С. Сапрыгиной-Антипиной «Здесь шли бои» и «Встреча». Посвящённые 30-летию освобождения от японских захватчиков 171 высоты (теперь сопка Вилкова) на о. Шумшу, эти рассказы остаются современными и сегодня. Эпиграфом к ним могут стать слова главного персонажа рассказа «Встреча», сына одного из участников боёв за освобождение Курильских островов Валерия Гайдукова: «Новое поколение должно знать всё о подвигах старших».
«По площади остров Шумшу небольшой, всего 380 квадратных километров. А в августе 1945 года на этом крохотном участке нашей необъятной страны простые парни в солдатских гимнастёрках и полосатых тельняшках обвязывались гранатами и бросались под гусеницы танков, грудью закрывали амбразуры вражеских дзотов…». 
«Открытая местность. Ни деревца, ни бугорка, где могли бы в тот день спрятаться идущие на штурм. А впереди – глубоко вросший в землю железобетонный дот. Из его двух амбразур хлещет огонь. Свинцовый ветер несётся навстречу наступающим, а они всё ползут и ползут вперёд. «Неужели это живые люди? – ужасается враг. – Они что? Бессмертны?». Конечно, бессмертны. Как бессмертны подвиги наших героев Николая Вилкова и Петра Ильичева. Это они, презирая смерть, первыми бросились к щелям вражеского дота». 
«За три дня боев этот маленький остров дал стране девять Героев Советского Союза…»
«Остановись на секунду, время! Земля, подставь свои мягкие, теплые ладони, сейчас твои сыновья упадут грудью на амбразуры. И на миг всё смолкнет. Потом звенящую тишину разорвет громкое раскатистое «Ура-а-а!». Пойдут вперёд друзья-товарищи, а они останутся лежать здесь. Навечно. И первыми будут встречать утренние рассветы нашей Родины».  Чтобы был мир, чтобы жизнь продолжалась, и никогда бы не было войны.
Эти два небольших рассказа можно использовать как замечательные дополнения к любому мероприятию не только героико-патриотической и военной тематики, но и историко-краеведческой, нравственной, гражданственной. А самое главное – они расширяют литературный кругозор детей, развивают их интерес к истории и литературе родной земли, а значит, воспитывают и любовь к своей малой родине.
Е.В. Гук
Источник: Детей всем сердцем я люблю : метод. рекомендации в помощь изучающим сахалинскую детскую книгу / ОГУК "Сахалин. обл. дет. б-ка" ; сост. Е. В. Гук. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 2-5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий